Эксперты пугают: До нового кризиса осталось четыре месяца
Экономика России может скатиться в минус уже осенью, заявил министр экономического развития Андрей Белоусов. Хозяйство нашей страны напоминает паровоз, в котором кончился уголь, и он едет по инерции, постепенно замедляясь. Весь 2012 год темпы роста оказывались все ниже, в первом квартале этого года ВВП вырос на жалкий 1%. Кто жмет на тормоз? И не значит ли это, что нас ждет пресловутая вторая волна кризиса?
ПЛАНЫ ОКАЗАЛИСЬ «КОСМИЧЕСКИМИ»
Недавно замминистра экономического развития Андрей Клепач выступил с очередным прогнозом - составлять их и есть обязанность этого чиновника. Клепач заявил, что за 2013 год ВВП вырастет в лучшем случае на 2,4%, в худшем на 1,7%, ранее министерство предполагало, что на 3,6%. Напомним, что президент Владимир Путин ставил другую задачу - 5 - 6%, но министерство заявляет, что эта цель «космическая и недостижимая».
Рост в 2,4% - это очень мало для страны БРИКС, например, в Китае ВВП за прошлый год поднялся почти на 8%, в Индии - на 5,7%. Проблемы начались еще в январе 2012 года, но тогда казалось, что это временно: дескать, новогодние праздники да волнения бизнесменов перед выборами президента. Но в августе прошлого года в минус ушел целый ряд отраслей, включая промышленность, сельское хозяйство и даже вечно благополучную торговлю.
Но официально слово «рецессия» долго не произносилось. Оно означает замедление экономики в течение двух кварталов подряд. Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований, считает, что она уже началась, просто чиновникам, манипулируя с отчетностью Росстата, пока удается лакировать действительность.
- Думаю, уже в июне Белоусов объявит: рецессия началась не в будущем, а реально, - говорит Колташов. - Придется срочно спасать ситуацию, а тут не до хитростей с цифрами.
СЛЕДИТЕ ЗА БЕРЛИНСКИМ ГРАДУСНИКОМ
По поводу спада и кризиса президент собрал совещание в Сочи с участием всех сколько-нибудь заметных экономистов. Но эксперты говорили то, что всегда говорят, ни новых идей, ни планов не появилось.
В Минэкономики не мудрствуя лукаво валят все на пресловутую нефтяную и газовую иглу. Дескать, в Европе кризис - вот и снижается потребление российского газа. Это сразу бьет по бюджету. Остается уповать только на капризы погоды - как только Европа мерзнет, газа покупают больше. Получается, экономика огромной страны зависит от температуры воздуха где-нибудь в Берлине?
Нефть пока не рухнула в цене, но постепенно дешевеет, с начала года - на $15 за баррель. Что тоже не здорово. Но проблемы уже не столько и не только вовне России. Скажем, в 2012 году добыча нефти выросла лишь на 1,3%, и месторождения истощаются, и налоги растут. У газовиков похожие трудности, говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Правительство годами смотрело на Газпром как на дойную корову:
- Газпром платит больше налога на добычу полезных ископаемых, чем другие. Поэтому выручка у них растет, а у Газпрома сокращается. При этом Газпром должен нести массу социальных обязательств (строительство социальных объектов, газификация сельской местности, поддержка детского спорта).
СТАВКА НА НАБИУЛЛИНУ
На совещании в Сочи многие настаивали: государство должно больше денег вкладывать в экономику. Но им возражали: этот метод работает, пока у государства ресурсы есть, а у нас маловато.
Еще в январе экономику можно было легко толкнуть, просто дав бизнесу дешевые кредиты, говорит Колташов. И напоминает слова бизнесмена Олега Дерипаски: тот признавал, что именно дорогие кредиты - главная проблема.
Бизнес просит ЦБ снизить ставку рефинансирования (это начальная цена денег, дешевле которой никакого кредита быть не может). Сейчас ставка - 8,25%, а в США, например, - 0,25%.
Но ЦБ ставку снижать отказался. Аргумент: дешевые кредиты оживляют экономику, но также и инфляцию разгоняют (это называется «перегрев»). Однако нынешнее руководство ЦБ сидит в своих креслах последние недели, в июне глава Центробанка Сергей Игнатьев уйдет в отставку, его место займет Эльвира Набиуллина. Все верят, что она сразу же сделает кредиты дешевыми. Хотя бы потому, что раньше была главой Минэкономразвития и настаивала как раз на этом.
- Мы надеемся на Набиуллину, - говорит академик РАН Виктор Полтерович.
- Будет уже поздно, - считает Колташов. - Только дешевыми деньгами летом уже ничего не поправишь.
КАК НАЛОМАЛИ ДРОВ
Что власть сделала не так?
Директор Департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев напоминает: во-первых, ухудшается внешний фон. Весь мир сползает в кризис, потому что спекулятивный капитализм больше не работает, а чем его заменить - непонятно.
Во-вторых, и это главное, Россия в этой и без того трудной обстановке наломала дров.
- В самый неподходящий момент подняли налоги, - перечисляет Николаев. - Страховые сборы с индивидуальных предпринимателей, на добычу полезных ископаемых, акцизы...
Поднимать пришлось, чтобы выполнить социальные обязательства, о которых уже говорилось. Но высокие налоги - это всегда замедление роста.
Экономисты вроде Сергея Глазьева дают неплохие советы, резюмирует Колташов:
- Но они встречают яростное, прямо-таки классовое сопротивление.
Напомним, что Глазьев, советник президента по экономике, не раз предлагал просто напечатать денег и дать промышленности. Штаты могут, а нам нельзя? Но для людей экс-министра финансов Алексея Кудрина (его правая рука Антон Силуанов - министр финансов нынешний) формально, по-бухгалтерски свести «дебет с кредитом» важнее, чем самочувствие реального завода.
ЧТО В ИТОГЕ?
Бизнес и власть никак не договорятся
На фоне всеобщего пессимизма академик Виктор Полтерович - из немногих, кто верит, что дела поправить можно. Нужно пойти по пути Китая и США и расширить внутренний рынок. В том числе за счет появления новых отраслей, не связанных с экспортом сырья. Полтерович объясняет, почему эти в принципе известные вещи оборачиваются говорильней.
- Государство сидит и ждет, когда бизнес принесет широкомасштабные эффективные проекты, чтобы государство их поддержало. Но такие проекты требуют сотрудничества многих фирм из разных отраслей, рынок сам по себе наладить такое сотрудничество не в состоянии, фирмы друг другу не доверяют. Это может только государство, его участие снизит риски, тем самым возникнут основания для финансирования проектов по низким ставкам, - говорит академик.
Пока ситуация парадоксальная. С одной стороны, чиновники говорят, что проектов нет, финансировать нечего! Бизнесмены хотят быстро срубить деньги и вывезти в офшоры. И чиновники правы. С другой - бизнесмены возражают: на таких условиях получения денег от государства строить ничего не хочется. И они тоже правы.
Колташов рассказывает, что нас ждет:
- Нынешний кризис не приходит в один день, как в 2008 году, а наступает постепенно. Это даже опаснее. Посмотрите на Европу, возможно, в будущем нас ждет то же. В некоторых странах там страшная безработица, разрушенная медицина. И, главное, европейцы не знают, когда это кончится!
Зн
Комментариев нет:
Отправить комментарий